Как (не) работает путинская пропаганда
Она не пытается нас убеждать, будто в России нет коррупции. Она просто рассказывает, что коррупция есть везде. Мол, нигде в мире нет никаких светлых идеалов, а есть только бесконечные "отношения власти", замаскированные всякой мишурой. «...На Западе — тоже воровство, олигархи и полицейское государство, просто маскируются изящнее — богатый опыт...»
«...У Трампа голоса украли, Ассанжа выдали, антиваксеров дубинками бьют, Эпштейна убили, сынка Байдена отмазали. А при этом ещё и Россию ругают!..»
И это, в принципе, правда. На Западе всё есть: и коррупция, и олигархи, и периодические наступления на свободы. Но вся суть — в масштабах. В любом обществе есть убийства, но 10 их или 100 на 100 000 населения — это колоссальная разница. Точно так же "демократия" и "свобода" — это градиент (где-то её побольше, где-то её поменьше), но именно это формирует разницу. Пропаганда этот градиент отрицает, мажет всех одинаково чёрной краской.
Собственно, это и отличает пропаганду от нормальной критики (которая в случае Запада, разумеется, нужна и важна). Пропаганда просто задаёт немыслимую планку, в соответствии с которой всё в мире должно быть либо чёрным, либо белым. Белого, ожидаемо, не оказывается, и остаётся лишь чёрное. Это оказывает деморализующий эффект. Если на свете нет никаких идеалов и ориентиров, то какой смысл пытаться что-то изменить? Особенно, рискуя собственной шеей. Этот деморализующий эффект складывается с пропагандистской "демонстрацией силы".
В итоге настоящая жертва пропаганды — это не тот, кто полюбил Большого брата. Это, скорее, такой самодовольный лох, который вообще ни во что не верит. Он убеждён, что, во-первых, любой протест бесполезен (особенно ненасильственный), а во-вторых, всем миром правит корысть, подлость и прочий "реалполитик". Самодовольный лох будет свысока потешаться над "оппозиционными хомячками", пребывая в уверенности, что именно он прохавал, как устроен "реальный мир".
Но это отсутствие идеалов и превращает его в атомизированный социальный планктон, который оказывается кормом для кого угодно в диапазоне от государственной до обычной мафии. Всякий раз, когда планктон пытается подняться с дивана, его останавливает собственный внутренний голос, твердящий "не всё так однозначно", "подумай, кому выгодно" и тому подобные премудрости.
И вот здесь мы можем даже немного восхититься реальной эффективностью пропаганды. Это ж надо умудриться убедить человека в его превосходстве, одновременно превратив в совершенно беспомощное существо.